Пояснительная записка
Рабочая
программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства
образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной
МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
стандарта начального образования.
Литературное
чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует
общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к
чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность
изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим
предметам начальной школы.
Цели и задачи
обучения:
Курс
литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
–
овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
–
развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
–
обогащение
нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Литературное
чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении
задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство
учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на
чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся
на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим
аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать
её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В
процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать
с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На
уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель
обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс
литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и
окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность
словесного искусства.
Изучение
предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к
успешному обучению в средней школе:
1.
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса
к чтению и книге.
Решение
этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского
навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных
видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего
школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного
содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение
осознанно читать тексты.
2.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение
этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать
художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в
книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате
обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом
учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к
действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение
этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида
искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения
учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и
производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать
искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка);
находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных
средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной
словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт
ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
С
учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности,
влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает
особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший
школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с
окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий
героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных
линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния
как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для
формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,
обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Общая
характеристика курса
«Литературное
чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте.
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи
(высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание
содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду
и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру
произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте
необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта,
описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение
целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений;
выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания
книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление
текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами
информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных
материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения
о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее
справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа
к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом
художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о
теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров
(загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных
представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного
искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении,
ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств
(эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины
поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по
контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских
пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы
позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на
многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание
понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и
сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной
мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор
главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога
как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание
вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение
самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача
впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу
одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и
внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие
содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя),
использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет
читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих
сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории
нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка,
обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят
произведения устного народного творчества, классиков отечественной и
зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные
произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для
восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература;
детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для
данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений
узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и
рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение
художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и
потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира,
образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное
рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на
основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения
текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных
книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным
книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения,
прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного
искусств-; и музыки.
|