Я - Михеева Наталья Николаевна, учитель
начальных классов МКОУ Бирюченской ООШ. Мой педагогический стаж – 24 года.
Образование – высшее. В 1994 году окончила Борисоглебский государственный
педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения. На протяжении 8 лет
работаю в классе-комплекте. Работаю по традиционной системе обучения.
Учительский труд – это каждодневная работа
со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят:
ü руководитель
ü участник
ü советник
ü товарищ
ü наблюдатель
Французский писатель Анатоль Франс когда –
то сказал: « Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком
многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не
перегружайте мозги. Достаточно заронить в них искру, огонь сам разгорится там,
где для него есть пища».
Эти
слова совершенно точно выражают моё педагогическое кредо.
Методическая тема, над которой я работаю - «Развивающее и личностно
– ориентированное обучение в условиях малокомплектной школы в рамках
введения ФГОС». Основными задачами в своей
работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного
овладения знаниями, для того чтобы
учащиеся «добывали» знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая
радость учебного труда. Также задачами
моей работы являются:
- Формирование учебной
самостоятельности.
- Создание условия для появления поисковых путей
учебной работы.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Развитие творческих способностей.
Перед собой поставила цель: поддерживать
интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях,
разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии,
что ученик добивается успехов в учебе. С первых уроков учу ребят слушать и
слышать учителя. Ведь в классе-комплекте каждому ребёнку уделяется меньше
внимания, чем в обычном классе. Тут для меня настоящими помощниками становятся
ученики старшего класса.
Стараюсь работать над развитием творческого
потенциала у детей. Развиваю такие качества как активность, любознательность,
фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления. Стараюсь, чтобы эти
способности развивались и у меня.
Главная моя задача – научить детей учиться,
помочь раскрыться маленькой личности. Я убеждена, ребёнок – главная ценность
общества, выше которого ничего не может быть.
В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен
обязательно реализоваться. И мой
педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку, вселить в
него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в
учебной деятельности.
Целями
моей педагогической деятельности являются:
- Формирование
познавательных интересов, желания
учиться.
- Сохранение
и поддержание индивидуальности каждого ребенка.
- Создание
условий для сохранения психологического и физического здоровья, обеспечение
эмоционального благополучия детей.
Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал
благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня
подготовки, соответствующего Государственному стандарту образования, а так же
усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более
высоком уровне. Уроки провожу с учетом возрастных особенностей детей. Часто
провожу их в форме путешествий,
экскурсий, конкурсов, соревнований, систематически использую ИКТ. Работу на
уроке строю так, чтобы ученики старшего класса могли заинтересовать младших,
чтобы на уроке были общие темы или вопросы.
Обучение на уроке стараюсь организовать в
атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Стараюсь развивать и поддерживать интерес к предмету. На
уроках дети учатся работать с энциклопедиями, толковыми словарями. Дети из
классов-комплектов быстрее учатся самостоятельной работе, становятся более ответственными
и дисциплинированными.
Задаю домашнее задание, содержащее
творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание
сообщений, составление тестовых заданий. В целях эффективного использования
рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного
процесса, вовлекающие в деятельность учащихся обоих классов. На уроках стараюсь
сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю
развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят
обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в
свои силы. Стараюсь тщательно подбирать виды деятельности, которые вовлекают в
учебный процесс всех учащихся. Нередко провожу уроки, когда старшие дети
выступают в роли консультантов, проверяющих или даже учителя.
Чтобы следить за качеством усвоения
программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок,
применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольная работа,
самостоятельная работа дифференцированного характера, зачеты, тестирования. В
начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце – итоговые.
Анализирую результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об
изменениях в знаниях. Данная система работы позволяет мне своевременно
корректировать учебный процесс. И вновь на помощь приходят ученики старшего
класса. Просматривая работы малышей, они проверяют свои знания и повторяют
пройденное, получая дополнительные задания в рамках программы своего класса.
В своей деятельности использую новые
педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
- Групповые и парные технологии.
- Игровые технологии.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Проектно-исследовательские технологии.
- Проблемные технологии.
Много внимания уделяю здоровьесберегающим технологиям обучения.
Провожу зарядку для глаз, по возможности
стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, игры, регулярно провожу
физкультминутки и динамические паузы. При проведение динамических пауз в роли
обучающих уже могут выступать малыши.
Таким
образом, использование новых технологий активизирует творческие и познавательные
способности учащихся, дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий
эффект. У детей рождаются интересные творческие работы и формируются прочные,
глубокие знания по предметам.
Несмотря на все
трудности работы в классах-комплектах, очевидно и преимущество. Младшие дети
всегда находятся под присмотром старших, перенимают от них опыт,
умения, стремятся знать то, что знают старшие ребята. У них уже
наблюдается здоровая конкуренция, развивается познавательный интерес,
любознательность.
Для развития познавательного интереса
учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается
с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и
методическими формами. Внеклассная
работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для
формирования творческих и практических умений. Основной задачей своей педагогической
деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения,
самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том
числе и научно-исследовательскую деятельность.
В рамках внеклассной работы в начальном звене создано детское научное общество
«Поиск». Вместе с учащимися мы провели ряд проекто-исследовательских работ:
«Витамины в жизни человека», «Моя родословная»,
«Комнатные растения нашего класса», «Самые удивительные животные». В настоящее
время работаем над проектом «Мой малый уголок в Большой России». В научном
обществе также занимаются дети из классов-комплектов. Младшие учащиеся
выполняют посильные задания, учатся работать с источниками, защищать свои
проекты и принимать участие в их обсуждении, как это делают старшие ребята.
Тесная связь налажена с родителями
обучающихся. Они мои надёжные помощники и друзья. Сотрудничество с ними
проходит в различных формах. Это и собеседования с родителями, выступления по
обмену опытом в воспитании детей на родительских
собраниях. Родители постоянно интересуются успеваемостью своих детей, помогают
им в учёбе. Они являются участниками
всех мероприятий. Папы и мамы активно выступают вместе с детьми на праздниках,
помогают в уборке территории, ремонте класса.
В настоящее время я являюсь руководителем
школьного методического объединения «Творческая мастерская». Регулярно провожу
открытые уроки («Правописание безударных личных
окончаний глаголов настоящего и будущего времени», «Правописание гласных после
шипящих», экологический урок на тему «Как прекрасен этот мир» и др.),выступаю
на педсоветах («Педагогика сотрудничества», «Развитие креативного мышления
младших школьников» и др.), на
заседаниях методического объединения («Организация учебно-воспитательной работы
в адаптационный период», «Компетентностный подход в обучении»).
Мои
дети участвуют в различных районных, всероссийских конкурсах.
Со своим опытом работы я делюсь не только с
коллегами школы, но и на сайтах:
•
http://miheeva-natalya.ucoz.ru/
•
http://www.proshkolu.ru/user/71miheeva/
•
http://nsportal.ru/mikheeva-natalya-nikolaevna
•
http://www.zavuch.info/methodlib/users/
В профессиональной деятельности наряду с положительными моментами существует
ряд трудностей:
- специфический
подбор учащихся в классах сельской школы
- отсутствие
в учебниках дифференциации обучения
- учащиеся
загружены лишней информацией
- работа
в классах-комплектах
- маленькая
наполняемость классов
Все эти проблемы обязывают учителя совершенствовать свой профессионализм,
добиваться высокого качества знаний учащихся. Моя педагогическая деятельность
даёт положительные результаты. Среди учащихся в течение последних лет нет
неуспевающих, оставленных на повторный курс обучения. Процент качества знаний
стабильно высокий.
Постоянно занимаюсь самообразованием. Читаю много методической литературы,
изучаю опыт педагогов-новаторов, посещаю семинары и уроки лучших учителей
района.
В 2012 году прошла очередные курсы
повышения квалификации. Появились новые планы и идеи, которые еще ждут
претворения в жизнь.
|