1.Пояснительная
записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования и авторской программы и В. П. Канакиной «Русский язык»,
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании
младших школьников.
Содержание
предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего
процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности.
Изучение русского языка в
начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и
речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к
дальнейшему образованию.
Цели и задачи обучения.
Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе с русским
языком обучения направлено на достижение следующих целей:
ü
развитие
речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии
с целями, задачами и условиями общения;
ü
формирование
у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
ü
формирование навыков культуры речи во всех её
проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
ü
воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь..
Задачи:
- . формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
- развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие
нравственных и эстетических чувств;
- развитие
способностей к творческой деятельности
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса имеет
концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и
тем в каждом классе.
Языковой
материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений
о системе и структуре русского языка с учётом возрастных
особенностей младших школьников, а также способствует
усвоению ими норм русского литературного языка.
В программе
выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Серьёзное
внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление
звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой
деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Программой предусмотрено целенаправленное
формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и
справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Форма организации учебного
процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная
система. Программа
предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков
Используется фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах.
Типы уроков:
- урок изучение
нового материала
- урок
совершенствования знаний, умений и навыков
-урок обобщения и
систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный
урок;
-урок-практикум ;
-урок-исследование
;
-урок контроля
умений и навыков .
- Урок развития речи
- Урок контроля и мониторинга
знаний
- Мультимедиа- урок
- Урок исследовательской
деятельности
- Урок защиты проектов
- Урок тестирования
Виды уроков:
урок – беседа
урок – экскурсия
урок – игра
выполнение учебного
проекта
(таблицы, учебные
картины, схемы ,плакаты , шаблоны,
образцы изделий).
Методы обучения:
Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и
самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Технологии, используемые в обучении:
·
Традиционная;
·
Здоровьесберегающая;
·
Технология
личностно-ориентированного развивающего обучения.
·
Технология саморазвития личности.
·
Интегрированная технология
развивающего обучения.
·
Информационные технологии.
·
Технологии педагогического
эксперимента и исследовательской деятельности.
·
Технология применения средств ИКТ в
предметном обучении.
·
Технология уровневой дифференциации.
·
Технология компьютерного урока.
·
Технология формирования вариативной
деятельности.
·
Технология формирования ценностного
отношения к самостоятельной деятельности.
·
Перспективно-опережающие технологии
с использованием опорных схем.
·
Технологии проблемного обучения.
·
Технология проектного обучения .
·
проблемно-диалогическая технология
·
технология деятельностного метода
·
игровые технологии
|