Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Тип урока: освоение нового материала
задачи: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения;
способствовать формированию целостного представления об основной идее сказки, нравственному воспитанию учащихся;
прививать интерес к творчеству
Планируемые результаты
Предметные:
научатся: сравнивать литературные произведения (сказки и сказы), внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выполнять анализ художественного произведения: давать характеристику главных героев произведения, рассказывать об основной идее произведения на основе характеров главных героев;
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.
Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей
Организационная структура урока
СЛАЙД №1
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Прозвенел сейчас звонок,
Он позвал нас на урок.
СЛАЙД №2
Ребята, сегодня наш урок мы начнём с игры «Кроссенс». Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что общего вы видите на соседних рисунках?
Какая общая тема объединяет эти рисунки?
Литературные сказки.
НА ДОСКЕ
А какие ещё сказки бывают? Народные.
Чем литературные сказки отличаются от народных? (Афанасьев, Даль, Булатов, Ушинский, Толстой)
Какие литературные сказки мы изучили? (ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
Кто авторы этих сказок?
Напишите главных героев этих сказок?
Какая из этих сказок больше похожа на народную? Докажите.
Какая больше похожа на рассказ? Почему?
II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока
СЛАЙД №3
Отгадайте, какие слова зашифрованы?
Что вы можете сказать о словах сказка и рассказ?
Что такое сказка?
Что такое рассказ?
Проверим.
СЛАЙД №4– Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
СЛАЙД №5– Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события
А сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром литературного творчества- сказом.
СЛАЙД №6
Сказ – это произведение, в котором умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование.
III. Работа над жанром произведения
Биография Бажова.
СЛАЙД №7
Родился П.П. Бажов 28 января 1879 года в семье рабочего Петра Васильевича Бажова. Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От неё впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Через много лет он вернётся к сказам дедушки Слышко,
Павел Петрович получил духовное образование, долго работал учителем, участвовал в гражданской войне, был корреспондентом. В художественную литературу пришел поздно, в 57 лет, однако успел создать целый свод «Сказов старого Урала». Всего за 14 лет написал свыше 40 сказов. Первый его сборник называется «Малахитовая шкатулка».
П. П. Бажов много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми тот славился, и ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами. Его произведения переведены почти на все языки мира. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Ему во многих городах нашей страны поставлены памятники.
В синем звенящем уральском морозе,
Мудрую душу в морщинах храня,
Взгляд, отведя от застывшей берёзы,
Павел Петрович глядит на меня.
Близкий, как дедушка, мудрый как сказка,
Добрый, как песня, седой, как Урал…
Кажется, будто напрасно две даты
Кто-то на камне пред ним написал.
СЛАЙД №8
Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.
Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью я обратилась к толковому словарю Ожегова.
У вас на столе карточки для словарной работы. Возьмите карандаш и соедините слово с его значением.
Словарная работа. (Коллективная работа)
Проверим. СЛАЙД №9
А теперь физминутка для глаз. СЛАЙД №10
А теперь садитесь поудобнее. Откройте книгу и слушайте внимательно. Чтобы ответить на вопросы: СЛАЙД №11
Почему дед Кокованя решил взять Дарёнку к себе?
Как жилось Дарёнке в чужой семье?
А сейчас следующий отрывок почитаем по ролям Итак, Вова – автор, Никита –Кокованя, Катя – Дарёнка, а я – хозяйка. Читаем.
Ответим на вопросы:
- О чем говорил Кокованя с Даренкой?
- Что удивило Даренку?
- Что он рассказал о себе?
- Почему Даренка согласилась?
- Кого захотела взять с собой Даренка? Почему?
А теперь читаем по цепочке. СЛАЙД №12
Ответим на вопросы:
Как зажили Кокованя, Дарёнка и Мурёнка втроём?
- Кто чем занимался?
- Почему весело жилось?
- О чем постоянно расспрашивала Даренка Кокованю?
- Что ее интересовало?
Что узнала Дарёнка у Коковани о козлике?
Ребята, а вам интересно узнать. Что произошло потом?
Для этого мы посмотрим отрывок из мультфильма. СЛАЙД №13
Как чувствовала себя Даренка без Коковани?
Что ее испугало?
- Кого она увидела на покосном ложке?
Что произошло на утро?
- Какие следы после себя оставил Серебряное Копытце?
Рефлексия. СЛАЙД №14
Почему же сказ так называется?
- Как вы думаете, почему Коковане так хотелось увидеть Серебряное Копытце: потому, что дедушка верил в сказки и хотел увидеть чудо, или потому, что он был бедный и надеялся разбогатеть? Подтвердите это словами из текста.
- Как отнеслись и исчезновению камней Даренка и Кокованя?
- Что их огорчило?
- Какими были Даренка и Кокованя? СЛАЙД №15
- За что наградил их Серебряное Копытце?
Составим синквейн.
Ребята, скажите. Так чем же отличается сказ от сказки и от рассказа? Что в этом произведении сказочного. А что реального? Заполним табличку.
Чему же учит нас это произведение?
Итог урока.
СЛАЙД №16 д/з составить характеристику героев. Разделить текст на части для пересказа и озаглавить их.
СЛАЙД №17 Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Вы сегодня просто молодцы. И козлик оставил для вас немного драгоценных камней. Каждый из вас может взять только один камушек и положить его в малахитовую шкатулку.
Зелёный (хризолит) - возьмут те, кому сегодня на уроке было интересно и комфортно работать, у кого на уроке всё получилось и удалось.
Жёлтый (янтарь) - возьмут те, у кого на уроке не всегда было хорошее настроение, что-то не получилось, не всегда были собой довольны.
Красный (гранат) – возьмут те, кто считает, что у него на уроке ничего не получилось, весь урок было плохое настроение.
СЛАЙД №18
|